Чтобы разобраться в причинах популярности специального образования, достаточно оглянуться назад и проанализировать кризисные тенденции в нашей стране. Давайте честно ответим на вопрос: кто первым вылетел с работы в кризис? Правильно – те, кто занимается стратегий, развитием, новыми направлениями, инновациями. Вещами, безусловно, нужными, но в понимании обывателя – бессмысленными и эфемерными.

Действительно – многие ли из случайных прохожих, подойди вы к ним на улице и задай такой вопрос, смогут рассказать, чем занимается специалист, отвечающий за развитие и новые направления? Представители этих специальностей потеряли работу первыми.

Посмотрим с другой стороны. Чье положение в кризис было наиболее стабильным? Тех, у кого есть реальная специальность, тех, кто делает настоящее дело (и не обязательно это человек со специальным образованием). Бухгалтеры, стоматологи, воспитатели частных детских садов, простые рабочие, которые сейчас очень востребованы и зарабатывают намного больше, чем те же самые маркетологи. Все эти люди в кризис защищены куда лучше и остаются востребованными уже после всех кризисных потрясений. Они редко теряют работу, а если и теряют, находят новую достаточно быстро.

Люди наконец начали ценить и платить за реальную, понятную, а главное – хорошо сделанную работу.

Профессионализм снова в цене

Многие говорят, что малый бизнес в России загибается: дескать, не сегодня, так завтра погибнет. Это не так. С малым бизнесом все в порядке, просто он перешел в другой сегмент – из IT-технологий в более «реальную» сферу. Растет число ферм, сетей мини-магазинов, частных детских садов и школ с углубленным изучением английского языка. И везде требуются люди, которые умеют работать руками, – потому что самими основателями бизнеса сейчас становятся те, кто умеет работать руками. И это закономерно. К счастью, мы возвращаемся обратно к тому сценарию, который у нас когда-то был, а потом потерялся, но остался в Европе и США. Этот сценарий – про ценность ручного труда и хорошей квалификации.

Я очень люблю рассказывать одну историю на эту тему. Она про счастье.

Как-то раз мы с мужем прилетели в США, вышли из аэропорта и решили арендовать машину. Выбор был огромен: целая череда пунктов проката автомобилей, самых разных. И самым нелепым нам показался тот, в котором предлагали арендовать кадиллаки. С одной стороны, это здорово: ты в Америке, садишься в кадиллак и с ветерком несешься по трассе 66 от одного побережья до другого. Летишь в закат, и волосы твои развеваются на ветру… Как в кино. С другой стороны, где мы, а где кадиллак? Это совершенно нерационально, гораздо разумнее взять самую обычную машину.

И вот я вижу в огромной витрине проката розовый кадиллак. И говорю мужу: мол, мы только прилетели, настроение отличное, зайдем, я сфотографируюсь (девочка я или нет?). «Хорошо, давай, только арендовать мы ее не будем», – отвечает муж. Я, естественно, соглашаюсь: женщина я здравомыслящая, не будем арендовать, конечно. Заходим, а там продавец. Лет, наверное, 56-58, огромный, пузатый и невероятно милый. Не помню, как его звали, но пусть будет Джим.

Джим видит, как я фотографируюсь, и начинает рассказывать мне об этом кадиллаке. Но не как о машине, нет. Он прекрасно понял, почему я зашла и что я в этой машине вижу. Он начинает рисовать нам все эти картинки: дорога, свобода, розовый кадиллак… Всю эту невероятную езду на машине из фильмов. Это же мечта всей жизни, такое случается единожды, и именно в этом – настоящая Америка.

Эксперт обладает знаниями в узкой сфере, и если продолжает повышать квалификацию, «возрастное проклятие» ему не грозит

Опомнились мы с мужем, только когда вышли из проката с подписанным договором на аренду розового кадиллака. Как только я немного отошла от произошедшего, я вернулась к Джиму с одним вопросом. «О’кей, – говорю, – мы не будем возвращать машину обратно, раз уж арендовали. Но ведь мы этого совершенно не хотели и не планировали, а вам удалось нас переубедить. Джим, вы же настоящий гений! Вам столько лет – расскажите, почему вы с таким талантом все еще рядовой продавец в прокате автомобилей рядом с аэропортом?»

«Знаете, – отвечает Джим, – меня постоянно пытаются то конкуренты переманить, то начальство – повысить до директора. А мне этого не нужно. Я не хочу сидеть и перекладывать бумажки. Я люблю продавать. Так я чувствую реальные деньги, реальных покупателей. И мне хорошо. Я знаю, вся индустрия меня уважает. Все они, коллеги из соседних пунктов проката, приходят ко мне, говорят, какой я крутой, и просят научить так же продавать. И все это вместе составляет мое счастье. И другого мне не нужно».

Надеюсь, мысль понятна.

А еще предлагаю задуматься о том, как строится карьера управленцев и экспертов. Эксперт обладает глубокими знаниями в очень узкой сфере. И если он продолжает повышать квалификацию, углублять экспертные знания, то его востребованность с годами только растет, и «возрастное проклятие» ему не грозит. А вот управленец с возрастом оказывается не у дел (если, конечно, не переходит на уровень суперуправленца): его просто сбивают с ног более молодые и «борзые члены стаи».

Классический случай – история известного гримера, которого из Подмосковья возят на машине в крупнейшие театры и на киностудии. Возят аккуратно, сдувая пылинки и вообще всячески его берегут. Человеку за 80, и так делать исторический грим не умеет больше никто.

Это наглядный пример того, почему специальные знания дороже и ценнее любых MBA. И хотя я не отрицаю важности высшего образования, мне кажется, именно специальное образование будет гарантировать людям стабильный кусок хлеба с маслом еще много лет.

Автор: Алена Владимирская

Источник:  

Smart Slider with ID #15 does NOT EXIST or has NO SLIDES!

Usage: WordPress Shortcode

Добавить комментарий